Для любого иностранного дипломата, работающего в Ташкенте, лучший способ обратить на себя внимание начальства – «засветиться» с дочерью президента. Так как Иерусалим заметно «остыл» к узбекам, для израильского посла такие «приемы» – чуть ли ни единственный шанс напомнить о себе.
Гульнара Каримова (фото: gulnarakarimova.com)ТЕГИ: Афганистан, Узбекистан, Центральная Азия
Увеличить шрифт A A A На минувшей неделе посол Израиля в Ташкенте Хилель Ньюман направил в Иерусалим отчет о своих контактах с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой. Фоном для этого послужили несколько мероприятий, проходившие в столице республики 2-18 октября под эгидой одной из самых влиятельных женщин Центральной Азии. В своем отчете Ньюман отмечает, что «Израиль принял значительное и заметное участие в этих мероприятиях».
Так, в рамках Международного театрального фестиваля Theatre.UZ/2010 была представлена совместная узбекско-израильская постановка «Заколдованный портной» по одноименному рассказу Шолом-Алейхема с участием артистов израильского театра Zero (режиссер-постановщик израильтянин Олег Родовильский). Затем на мероприятиях Недели моды Art Week Style.uz-2010, прошедшей в Ташкенте по инициативе и при активном участии Гульнары Каримовой, были представлены работы фотографа и выступали джазовые музыканты из Израиля. Кроме того, в благотворительных акциях, устроенных Каримовой, по борьбе с раком молочной железы израильские медики проводили диагностику узбекских женщин (по крайне мере, так утверждает Ньюман в своем отчете, хотя об этом нет сообщений в местных СМИ).
Но самое главное, как отмечает посол, он лично принял участие в круглом столе «Состояние и перспективы обеспечения безопасности в Афганистане», а также в работе «Дискуссионного клуба», посвященного региональной политике Евросоюза. Оба этих форума состоялись в Ташкенте соответственно 15 и 18 октября. Их организаторами выступали Центр политических исследований, возглавляемый Каримовой, а также Фонд им. Конрада Аденауэра. Наравне с послом Израиля в круглом столе по афганской проблематике принимали участие эксперты и официальные лица из Ирана, Пакистана и Турции. В своем отчете Ньюман отмечает, что оба форума – «вещь новая и неожиданная для региона» (хотя такие экспертные собрания по вопросам политики и безопасности в Центральной Азии, в том числе в контексте афганской проблемы, проводятся довольно часто, как в Узбекистане, так и в соседнем Казахстане, правда, обычно израильского посла в Ташкенте на них не приглашают).
Ньюман особо подчеркивает, что участвовал в обоих форумах вместе с дочерью узбекского президента. «Мы даже обменялись несколькими словами и она поблагодарила подписавшегося ниже (т.е. посла) за массивное израильское участие в различных мероприятиях», – отмечает Ньюман.
38-летняя старшая дочь президента Узбекистана, по совместительству посол этой республики в Испании, является самой могущественной женщиной у себя на родине и одной из наиболее влиятельных представительниц прекрасного пола во всей Центральной Азии. Естественно, контактов с ней ищут послы и другие представители государств, обладающих интересами в Узбекистане и в целом на региональном уровне. И хотя у Израиля таких интересов почти не осталось (в последние годы страны заметно охладели друг к другу) Ньюман безусловно заинтересован в подобных контактах, дабы повысить собственный статус в глазах начальства. Отправка в Иерусалим специального отчета о связях с самой дочерью президента Каримова – для него хороший способ обратить на себя внимание.
Хилель Ньюман
(фото: МИД Израиля)
Правда, в начале своей «узбекской» карьеры израильский посланник уже обжегся на попытках приблизиться к Гульнаре Каримовой. Весной 2009 года, желая включить Узбекистан в программу турне президента Переса по мусульманским республикам СНГ, он решил «не тратить время» на изнурительные переговоры с коллегами-дипломатами. Пытаясь обойти МИД Узбекистана, Хилель Ньюман вышел на представителя Израиля в женевском офисе ООН Аарона Лешно-Яаара. Посол в Ташкенте попросил его негласно побеседовать насчет визита Переса с Каримовой, являвшейся послом Узбекистана в женевском представительстве ООН. Однако попытка обойти официальные каналы и неформально задействовать личный фактор в своих служебных целях, тем более со стороны посла, менее года назад прибывшего в Ташкент и еще не зарекомендовавшего себя в глазах местного истеблишмента, была воспринята узбекским руководством с явным раздражением. В итоге, Пересу так и не удалось побывать в этой республике в рамках регионального турне, а перед Ньюманом надолго закрылись двери многих ташкентских кабинетов…
izrus.co.il



