Реквием по ТАПОиЧ

…Огромная пучеглазая рыбина, обитатель мрачных морских глубин выброшена штормовой волной на песчаный берег. Жабры её ещё судорожно сжимаются, но зрачки уже подёрнулись мутно-коричневой плёнкой. Приближается неотвратимый конец.
Приблизительно то же самое происходило в последние годы и с некогда славным Ташкентским авиапредприятием.

А ведь ещё совсем недавно известный каримовский соловей, журналист Гулом Мирзо, (так он сегодня себя именует), сладкоголосо запевал:
«…Узбекистан является одним из немногих государств, имеющих собственное гражданское самолетостроение. ТАПОиЧ одно из пяти крупнейших самолетостроительных предприятий мира»!
(«Сделано в Узбекистане»: О результатах «узбекской модели» развития», «Press-UzInfo», 18.07.2007)
Где она теперь, былая слава узбекских авиастроителей?
На днях стало известно, что в отношении «Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова» началась процедура банкротства. И это притом, что 76,6% его уставного капитала принадлежит государству.
То, что ТАПОиЧ наконец «отбросил тапочки» является событием знаковым. После того, как банкротство свершится, экономика Узбекистана в соответствии с логическим ходом своего развития уже окончательно оформится в «отвёрточно-сырьевую».

А как же держатся на плаву остальные «промышленные гиганты»?
…Металлургический комбинат занят переплавкой металлолома, если же этот лом вовремя не подвезут – амба.
Недавно вошедший в строй нефтеперерабатывающий завод гонит бензин из газового конденсата, что равносильно переработке сливок на простоквашу.
И так далее.
Зато плодятся и расцветают многочисленные «цемзаводы»…

Только не подумайте, что в крушении ТАПОиЧ я упрекаю нынешнее узбекское правительство, отнюдь нет. Был, правда, у власти, единственный шанс, но им она почему-то не воспользовались.
Эх, следовало бы президенту Узбекистана самому тряхнуть стариной, вспомнить далёкую конструкторскую молодость и приехать на предприятие со своими ценными советами. С такими, которые он постоянно щедро раздаёт земледельцам, строителям, медикам, писателям и проч.
Например – «нужно освоить выпуск таких самолётов, которые соответствовали бы нашим национальным традициям, местным климатическим условиям…».
Или – «необходимо шире использовать современные технологии…». Вот именно! Только так и не иначе!
Такового, к сожалению, не произошло, а Ислам Абдуганиевич попросту остался в стороне, умыл руки. Как жалко.
И всё же, несмотря ни на что, некоторое время назад решением властей в виду создавшегося критического положения на реанимацию ТАПОиЧ был брошен один из лучших лекарей республики, бывший премьер-министр Уткир Султанов. Однако и это не спасло.

«Как ни болела, а всё-таки умерла…»
Перспективу нежизнеспособности данного авиамонстра властям следовало бы разглядеть гораздо раньше, с самого начала обретения страной Независимости, и хотя бы из гуманистических побуждений не способствовать его затянувшейся на многие годы агонии.
Ни для кого не является секретом, что лучшие инженерные и рабочие кадры давно покинули ТАПОиЧ, а те, кто остался, не мудрствуя лукаво, немедленно занялись примитивным разворовыванием оборудования и материалов. Дело дошло даже до того, что как-то раз, некоторые особо проворные сотрудники спёрли с родного предприятия титановую стойку шасси. Похитителей задержали аж на границе с Казахстаном.
В 2006 году, казалось бы, вспыхнул свет в ночи, узбекские авиастроители совместно с российским объединением «Ильюшин» получили заказ из Китая на поставку различных модификаций транспортника ИЛ-76 общей стоимостью что-то около полутора миллиардов долларов.
И что бы вы думали?
Узбекская сторона принялась капризничать, пересматривать в сторону увеличения стоимость контракта и по-всякому тянуть резину.
Китайцы взяли да и плюнули на это дело, так что по сей день, наверное, благодарят своего китайского бога за то, что он их на такое сподобил.
Теперь в Поднебесной процветает иная техническая политика. Местные товарищи в наглую копируют отдельные модели российской военной техники, в частности авиационной. Оснащают свои экземпляры электроникой отечественного производства и по многим показателям в этом смысле уже превосходят соответствующие оригиналы.
Одной из причин краха ГАО ТАПОиЧ является то, что данное предприятие было плоть от плоти, кровь от крови советского военно-промышленного комплекса, то есть включало в себя все присущие последнему врождённые недостатки.

На советскую «оборонку» в былые годы работали лучшие учёные и конструкторы со всей страны. Назовём их условно – Михал Иваныч и Михал Абрамыч. В прессе их, «засекреченных», именовали иначе – «член-корр. Петров» и «член-корр. Сидоров».
По тем временам оба Михаила обладали всеми доступными советскому человеку благами, причитающимися за труды. Четырёхкомнатная квартира в столице, государственная дача, им презентовали талоны на приобретение автомобиля ГАЗ-24. Что ещё? Продовольственные пайки, специальное медицинское обслуживание и так далее. Государственные премии и научные звания.
Вот вам всё – только работайте, куйте без устали щит и меч для страны Советов!
Но, ни в коем случае в своих изысканиях не отвлекайтесь по сторонам. Какие, к чертям собачьим, «микрочипы»?! Ваша цель создавать бомбы и средства их доставки! Самые мощные бомбы и такие, чтобы их можно было выпускать на заводах по паре штук в день!

В одном из рассказов Виктора Пелевина труженики оборонного предприятия на майской демонстрации поют:
«Страна моя свободная, как бомба водородная…»

Обласканные властью Михал Иванович и Михал Абрамович трудились не покладая рук и действительно создавали такое, отчего трепетал весь Запад.
Ежели бы они вдруг вздумали кочевряжится, то на них всегда была управа. Вызовут в партком и рявкнут – «Партбилет на стол»!! И всё. Можно и далее продолжать спокойно трудится.

Но вот нежданно-негаданно прямо на глазах развалился СССР. Государственные субсидии в ВПК резко сократились. Старые научно-конструкторские кадры оставили свои посты, кто ушёл на пенсию, а кто и в мир иной.
Михал Иваныч теперь с чувством глубокого удовлетворения выращивает на даче огурцы, а Михал Абрамыч с удовольствием кушает курочку в какой-нибудь Хайфе.
Кто же пришёл им на смену? Стоит ли говорить об интеллектуальных способностях этой «молодой поросли»? По крайней мере, это совсем не те ребята, которые недавно получили Нобелевские премии в области физики.
Но кроме инженеров и учёных советский ВПК славился ещё и своими кадровыми рабочими высочайшей квалификации. Такой «дядя Вася», (так его называет Юлия Латынина), мог выточить самую сложную деталь и для проверки точности микрометр не требовался.
Дядя Вася трудился не за страх, а за совесть! Его портрет висел на Доске Почёта. На торжественных собраниях дядя Вася всегда сидел в президиуме рядом с директором предприятия, его регулярно избирали депутатом райсовета. Добавим к этому вполне приличную зарплату, а также всеобщий почёт и уважение.
Вот что значит правильное стимулирование труда!

Межконтинентальная ракета «Булава» сегодня на испытательных запусках взлетает и поражает цель всего лишь через раз или того реже. Оказывается, что всегда не срабатывает какая-то малюсенькая деталь, какой-то винтик в ракете вовремя куда-то не поворачивается. Почему? Да потому, что эту деталь изготовил не дядя Вася, а некий вчерашний пэтэушник.
Есть в России и настоящие мастера своего дела, но их золотые руки сегодня заняты ремонтом «Мерседесов». Такое гораздо выгодней и престижней.

В последнее время я прочитал довольно много материалов в зарубежной прессе о проблемах танкостроения, в частности российского.
«Танки Т-90 и Т-95 самые лучшие в мире»! – так писали одно время. Они превосходят зарубежные аналоги по огневой мощи, активной защите и скорости хода! У них крайне низкая степень уязвимости!
Так ли это на самом деле?

Постепенно выяснилось, что советские, а за ними и российские конструкторы ещё со времён Отечественной войны упорно работали над вопросом уменьшением высоты танка, так, мол, в него сложнее попасть. Но оказалось, что современная тенденция состоит в том, что в будущих войнах танки будут поражаться исключительно в область ограниченную верхней полусферой, значит, высота и толщина лобовой брони практически не играют никакой роли. Дальнобойность и калибр снарядов, оказываются тоже второстепенными. Нынешняя тактика предполагает уничтожение вражеской бронетехники ещё задолго до её вступления в огневой контакт с наземным противником, посредством авиации и ракет с кассетными боеприпасами.
Российские конструкторы большие надежды возлагали на активную защиту поверхности танка. Навстречу приближающемуся снаряду происходит мини-взрыв и тем самым сбивает его с цели. Но появились так называемые «тандемные» снаряды. Первый уходит в сторону, зато второй поражает цель.
Не стану утомлять читателя подробностями. Теперь уже отчётливо ясно, что российские конструкторы на протяжении более чем полувека занимались тем, что фактически модернизировали и ещё раз модернизировали лучший танк Второй Мировой войны – Т-34. Никаких принципиально новых решений не принималось, шли по накатанному пути. То, что казалось крайне привлекательным в 70-е годы прошлого века, в наши дни безнадёжно устарело.
Поэтому сегодня, впервые в своей новейшей истории РФ вынуждена закупать военную технику за рубежом. Вертолётоносцы – во Франции, снайперские винтовки – в Великобритании, беспилотники – в Израиле.
К чему я всё это пересказываю? По аналогии. Потому, что и ТАПОиЧ по своим теперешним возможностям мог в лучшем случае производить, к примеру, только те же транспортник ИЛ-76, добавляя время от времени к названию всё новые буквы, обозначающие степень модернизации – М, Ф, П… Чёрт знает ещё какие…
Но в любом случае базой оставался всё тот же ИЛ-76, а это и есть тупиковое направление. Все они, некогда блистательные «ИЛ», «ТУ», «АН» – уже вчерашний день в истории самолётостроении, если не позавчерашний.

Опять же проблема – с покинувшими Ташкентское авиапредприятие по множественным объективным причинам, конструкторами и квалифицированными рабочими.
Трудились, и это правда, в своё время на ТАПОиЧ настоящие мастера своего дела, свои «Михал Иванычи», «Михал Абрамычи», «дяди Васи», да ещё какие! Иных уж нет, а те далече…. Жаль.
Их уровень если и уступал соответствующим специалистам из центральной России, то уж совсем не на много. Где взять таких? – вот в чём вопрос.
Можно ли с полной уверенностью доверять сборку самолётов вчерашним выпускникам ташкентских профессиональных колледжей? То-то и оно!

Теперь ставлю вопрос в сослагательном наклонении. Имело ли возможности правительство Узбекистана, (в том виде, в котором оно представлено сегодня), принять конкретные меры и возродить ТАПОиЧ, но уже на новом, современном уровне?

Здесь позвольте вашему покорному слуге некоторым образом подвергнуть ревизии марксистско-ленинскую теорию. Производительные силы, в ней сказано, всегда находятся в неразрывной связи с соответствующими им производственными отношениями. И это непреложный факт.
Только что же всё-таки первично в этой связке, базис или надстройка?
Практика последних лет убедительно доказала, что отцы-основатели марксизма были неправы.
Нельзя наладить современное, высокотехнологичное производство в стране, где царят феодальные порядки! Первичны производственные отношения! Какие сами, такие и сани!

А что такое «узбекская модель экономического развития»? Пускай, мол, у нас останется социалистическое плановое распределение, при этом власть будет устроена по феодальному принципу, но только чтобы ещё было немножечко капитализма.
Так, что ль?
Нельзя женщине быть частично беременной!

И потому мы сегодня убеждаемся, что экономическая химера, рождённая в сумеречном сознании Ислама Каримова, не может произвести из своего чрева на свет ничего более технологичного, чем отвёрточная сборка устаревших моделей автомобилей!
Но ведь «Нексия» – это вам не современный авиалайнер!
Как говорил один из героев Ильфа и Петрова: «Трамвай построить – не ишака купить»!

Предполагаю встречный вопрос – а как же Китай? Китайский социализм ещё не полностью исчерпал свои возможности и пока находится на перепутье. Если сравнить два вектора его общественного развития, то капиталистический по всему уже становится преобладающим. Так что всё это – только дело времени. Трансформация нынешней китайской модели неизбежна.
«Ты, хлопчик, или туды, или сюды…»
ТАПОиЧ сегодня умирает и час его кончины близок. Поэтому предлагаю устроить данному предприятию торжественные похороны по генеральскому чину. Ташкентские авиастроители по всему заслужили такие почести своим трудом!
«Лётчики-пилоты! Бомбы-самолёты!
Вот и улетели в дальний путь!»

Меня не покидает ощущение, что вслед за самолётостроением из экономики Узбекистана через некоторое время также «улетит» и …. хлопок.
И даже не потому, что для его возделывания вдруг не хватит воды.
Цены на волокно растут год от года, и это значит, что кому-нибудь из молодых учёных в свободной стране вдруг захочется вывести новый сорт, который бы…. Короче – выращивай такой хлопок где угодно, хоть в пустыне и в неограниченном количестве, да и собирать его не требуется, сам в руки прыгает. Или что-то в этом роде. Генная инженерия, понимаешь…
Ну действительно, ведь нельзя же чтобы целый народ из поколения в поколение согнувшись в три погибели гонялся по грядкам за общипками.
ydgrnrbtv.ucoz.ru

Copyright © 2018 Birdamlik.Info
Shares