Данным обращением желаем привлечь внимание правительств Узбекистана и Кыргызстана, международных организаций в лице ООН и ОБСЕ, а также Европейский Союз и США, к ситуации двух кыргызстанских правозащитниц – Ферузы Ташпулатовой и Муниры Мамадалиевой.
Феруза Ташпулатова и Мунира Мамадалиева являются гражданами Кыргызстана, они этнические узбечки. В настоящее время обе женщины находятся на территории Андижанской области Узбекистана, куда они перебежали после начала этнической чистки в отношении узбекского населения в южном Кыргызстане. Ташпулатова и Мамадалиева являются активистами Джалалабадской областной правозащитной организации «Воздух». После начала вооруженных беспорядков в южном Кыргызстане обе правозащитницы были активно вовлечены в мониторинге, документировании и распространении информации о ходе беспорядков. Перейдя на узбекскую территорию вместе с другими беженцами, Ташпулатова и Мамадалиева продолжали вести активную работу среди беженцев, проводя мониторинг и интервью среди них.
Ташпулатова и Мамадалиева сейчас содержатся в лагере для беженцев в Андижанской области. Как нам стало известно в настоящее время планируется передача Ташпулатовой и Мамадалиевой вместе с другими кыргызстанскими беженцами в Кыргызстан. Мы считаем, что на территории Кыргызстана обеим правозащитницам грозит арест и сфабрикованное уголовное обвинение. По сообщению источников в Кыргызстане, на Ташпулатовой и Мамадалиевой объявлен розыск, так как кыргызстанские власти подозревают их в участие в межэтническом конфликте.
Следует отметить, что и Ташпулатова, и Мамадалиева, являются коллегами известного кыргызстанского правозащитника Азимжона Аскарова. Ранее сообщалось, что 15 июня Азимжон Аскаров был арестован полицией в Базар-курганском районе Джалалабадской области. По официальной версии он обвиняется в участие в межэтническом конфликте между лицами узбекской и кыргызской национальностей. По показаниям местных правозащитников, коллег Аскарова, он занимался мониторингом и документированием нарушений прав человека во время межэтнического конфликта на юге страны, снимал отдельные моменты правонарушений на видео и запечатлел их на фото. Кыргызстанские и узбекистанские коллеги правозащитника уверены, что он только беспристрастно выполнял свою общественную миссию, а не принимал участия в конфликте. Вечером 15 июня в калитку дома Азимжона Аскарова постучались несколько лиц кыргызской национальности в масках и представились сотрудниками Джалалабадского областного управления внутренних дел. Они громко стучались и требовали у супруги Аскарова выдать им видео-и фотокамеры правозащитника. Супруга Аскарова ответила отказом, тогда люди в масках открыли огонь из автоматов через калитку. По сообщению А. Эргашева, супруге правозащитника чудом удалось скрыться в соседских домах. Группа налетчиков взломала калитку, зашла в дом и перевернула весь дом в поисках видео-и фотокамер.
Сразу после ареста А. Аскарова, его коллеги распространили сообщение о том, что кыргызстанские спецслужбы требуют от оставшихся в южных областях представителей узбекского населения, чтобы последние выдали им местонахождение правозащитников узбекской национальности по имени Мунира Мамадалиева, Феруза Ташпулатова, Мухаммадкодир Карабаев, Абдукаххор Ахматов, Махмуд Ураимов и Маруфжон Умурзаков. По нашим данным еще один коллега Аскарова Мухаммадкодир Карабаев также содержится в лагере для беженцев на территории Андижанской области. Ему тоже грозит уголовное преследование в случае передачи кыргызстанской стороне.
Мы признаем, что масштабы трагедии жертв, попавших в эпицентр этнической вражды, и проблемы, стоящие перед кыргызстанскими правозащитниками не сопоставимы, хотя судьбы отдельных кыргызстанских правозащитников в Ошской и Джалалабадской областях остаются весьма тревожными. Очень важно иметь в виду, что на фоне сплошной дезинформации, правозащитники, рискуя жизнью, документируют рупицы истины, которые потом становятся частью независимого, объективного расследования совершенных преступлений. Поэтому они всегда на прицеле у преступников и авторитарных правительств, как это было с правозащитниками и журналистами, открывавшими миру правду об Андижанских событиях в Узбекистане.
По имеющейся информации, что власть в Кыргызстане с первых дней беспорядков начала накладывать ограничения и цензуру на работу активистов. Очень часто на практике как только правозащитники начинали мониторинг и документирование массовых случаев нарушения прав человека, кыргызстанские спецслужбы их тут же забирали. Мы считаем, что все заинтересованные стороны должны посодействовать в немедленном освобождении арестованного правозащитника Азимжона Аскарова и невыдаче его коллег Ф. Ташпулатовой, М. Мамадалиевой и М. Карабаева кыргызстанским правоохранительным органам. Необходимо также срочно призвать правительство Кыргызстана немедленно прекратить преследование местных активистов по этническому признаку и предпринять необходимые меры по обеспечению их личной безопасности и беспрепятственной работы.
Экспертная рабочая группа
Группа быстрого реагирования



