Частное мнение: Тяга к репрессиям

31 июля, 2009

Вячеслав Абрамов,Шеф-редактор портала Voice of Freedom, Алматы, Казахстан

Узбекскому журналисту Дильмуроду Саййиду 47 лет, его дочери шесть. Думаю, что он много раз думал, что будет, если его арестуют: сможет ли его жена растить дочь без него. Почти не сомневаюсь, что у Дильмурода были такие мысли. Они есть у большинства журналистов, которые в Узбекистане продолжают делать свою работу честно.

Несколько лет назад один коллега в Ташкенте говорил, что таких журналистов, которых сейчас принято называть словом «независимые», в Узбекистане осталось не больше двадцати. Они работают на зарубежные издания и агентства, тайно передают новости, не могут получить аккредитацию и узнают о событиях либо от простых людей, либо от коллег, работающих в государственных и подвластных изданиях, которые не боятся помогать.

Дильмурод Саййид, мне кажется, не входит в эту двадцатку. Его работа в последнее время была больше правозащитной, нежели журналистской. Он помогал конкретным людям, писал жалобы, раскапывал материалы, собирал документы. Ездил туда, куда даже очень стремящейся за материалом журналист, вряд ли поедет. Главное – он умеет находить общий язык с людьми и делает свою работу честно.

Найдутся люди, которые поверят Тайлакскому районному суду Самаркандской области, который по неведомым причинам (приговор оглашался тайно, доводы суды неясны) приговорил журналиста к двенадцати с половиной годам тюрьмы. Обвинение рассыпалось в суде как карточный домик, факты не находили подтверждения, фигуранты заявляли, что оговорили журналиста под давлением и угрозами, но суд нашел какие-то доводы все же признать журналиста виновным.

Но найдутся многие, кто не поверит этому суду и приговору.

Этот суд и особенно его завершение, – как общий финал узбекского правосудия. Оно нелепое и уродливое. Оно позволило себе приговорить за неплодных двадцать лет сотни и тысячи людей к долгим срокам наказания за преступления, которые они не совершали.

Этот приговор – свидетельство того, что этому режиму все равно, что о нем думают и чего от него ждут в европейских столицах. Абсолютно все равно.

Во власти Узбекистана не осталось людей, которые могли бы думать и анализировать и останавливать машину репрессий в тот момент, когда она становится неуправляемой. Одного за другим в последний год система поглотила Юсуфа Джуму, Азама Тургунова, Сали Абдурахмонова и – теперь – Дильмурода Саййида.

Следующими жертвами репрессивной машины должны стать сами палачи. Это неизбежно. Через год, два, пять или десять лет этот обезумевший монстр уничтожит тех, кто его создавал. Не поможет ни раболепие подчиненных, ни дуло автомата.

Мы только надеемся, что до того момента, когда пойдут под каток палачи, доживет наш друг, один из членов нашей команды в Узбекистане Дильмурод Саййид. Он болен, серьезно и давно, фактически вчера его приговаривали не к лишению свободы на долгий срок, а к смерти. Надеюсь, у него хватит сил выжить.
http://vof.kg/uz/

Copyright © 2018 Birdamlik.Info
Shares