В данной статье, исходя из личных интересов, мне хотелось бы затронуть тему и государственной важности, в частности, о выезде из страны и въезде в неё: Ровно месяц назад я подал заявление (со всеми необходимыми к нему приложениями), для получения выездной визы в соответствующий местный орган, и в течение двух недель я должен был получить её. Моя уверенность исходит из того, что в ноябре минувшего года я уже официально был в Кыргызстане, и в моём паспорте стоят подтверждающие это штампы таможни, что доказывает моё право на свободный выезд и въезд.
Однако прошёл месяц, но, ни визы, ни ответа мне пока не дали, и, по всей видимости, и не собираются этого делать. В данном случае, каким бы не был ответ, органом МВД области по выдаче визы и областным Управлением СНБ уже нарушен закон об обращениях граждан, требующий в течение месяца дать ответ на заявление. В течение месяца, поверхностно изучая проблему, я пришёл к выводу, что существующая у нас система выездной визы является одной из главных причин тормозящих экономическое развитие Узбекистана.
Изначально необходимо отметить, что система оформления выездной визы (на два года) из стран СНГ, сохранилась только у нас в Узбекистане. Это явный теневой бизнес на барьере. По двум аспектам, это явление можно назвать негативным. Первый аспект правовой, второй экономический. С правовой точки зрения, данный фактор грубо противоречит одновременно и внутреннему законодательству, и международным правовым стандартам. Конституция Узбекистана, Все общая декларация прав человека и Международный Пакт о гражданский и политических правах, провозглашают свободное передвижение граждан.
Наши бюрократы могут возразить, мол, в нашей конституции есть оговорка: «За исключением ограничений установленных законом». Это верно. Но в ответ возникает вопрос: Почему это исключение, действует на лиц имеющих право выезда, тогда, как оно должно действовать на лиц, не имеющих такого права? То есть, почему лица имеющие право выезда должны тратить усилия и средства для получения этого права, которое им принадлежит изначально, тогда, как, такое право должны восстанавливать лица, за что- либо лишённые его, ведь исключения должны действовать не в обычных, а исключительных случаях?
С экономической точки зрения, система выездной визы наносит колоссальный ущерб государству. Сегодня, когда современном мире существует такие категории, как глобализация и интеграция, не признающие государственных границ, систему выездной визы Узбекистана, можно сравнить с туго натянутой удавкой на шее экономики страны. Узбекистан, имея в Центральной Азии подавляющее преимущество в рабочей силе, не использует это преимущество равноценно. Экспорт рабочей силы из Узбекистана происходит в основном, к основным его конкурентам в Россию и Казахстан, которые рассудительно не вводят для узбекских мигрантов визовый въезд.
Этот факт с одной стороны, проблемы связанные с получением выездной визы с другой стороны, узбекским безработным не дают выбора, кроме того, как ехать (с целью прокормиться), почти бесплатно, работать в эти бывшие «братские» республики. Общеизвестно, что в среднем, граждане Узбекистана, в образовании, квалификации и трудовой дисциплине не уступают гражданам ни одной страны. Из этого следует, что имей возможность для реализации в более развитых странах, людской потенциал Узбекистана во много раз увеличит его экономический потенциал.
В пользу отмены узбекским правительством выездной визы, из сотен примеров, можно привести всего два. Первое: Экономическое чудо Японии начиналось именно с миграции рабочей силы в развитые страны. Второе: Имея столько же, примерно, как Узбекистан (около 4-х миллионов) мигрантов, сегодня Филиппины ежегодно получают более 30 миллиардов долларов в свою экономику из развитых стран. В этом плане, статистика Узбекистана засекречена, но уверенно можно назвать, минимум, в пять раз меньшую сумму.
Если не начинать интеграцию в мировую экономику с отмены выездной визы, то с чего правительство Узбекистана намерено это сделать и когда? Кроме этого, нельзя забывать, что система выездной визы – серьёзное нарушение прав человека.
***
Саиджахон Зайнабитдинов
Андижан.
28.04.2008



