Ташпулат Юлдашев, независимый политолог.

Правоохранительные органы Узбекистана продолжают обслуживать корыстные интересы одного человека – Президента И.Каримова, делают все возможное, и противозаконное, с целью продления срока его пребывания у власти. Ради этого и собственного благополучия они преследуют и подвергают систематическим пыткам инакомыслящих, верующих, чтобы устрашать собственный народ, держать его в узде и полной покорности.
Для облегчения задачи правоохранительных органов президент И.Каримов в свою очередь покровительственно отгородил их от гражданского контроля, создал для них комфортные условия, атмосферу вседозволенности, чтобы они без особых проблем могли обслуживать свои и его корыстные интересы. На содержание силовых структур (кроме армии) он выделяет средства в десятки раз больше, из расчета на душу населения, чем любая страна мира. Таких непроизводительных расходов, наносящих огромный вред развитию, не выдержит никакая экономика и рухнет любая страна. Помимо того, максимально расширены штаты, полномочия и функциональные обязанности силовых структур, открыт широкий простор для злоупотребления ими властью. В реализацию репрессивной политики втягивается растущее число силовиков. Слепые исполнители воли правящего режима поощряются материально, морально и быстрее выдвигаются на высокие посты. Страну может спасти только сильная экономика, а губят ее сильные силовые структуры, содержание которых лежит тяжким бременем на шее общества.
Диктаторский режим не перестает с гордостью говорить о стабильности в стране, как о своем большом достижении и высшей ценности, но умалчивает, какой ценой она обеспечивается. Стабильность, построенная на политике устрашения народа, в интересах сохранения личной власти И.Каримова, не может быть прочной, долговечной.
Узбекский народ запуган основательно, живет в постоянном страхе перед возможными арестами, пытками, осуждением по сфабрикованным уголовным делам, в страхе за родственников, которые могут оказаться в роли заложников диктаторского режима. Силовыми методами ему удалось загнать граждан в жесткие рамки покорности, ограничить их права и свободы, на время присмирить страну, что, по его мнению, является свидетельством силы, могущества власти. Но в своих недрах диктаторский режим несет огромный дестабилизационный потенциал. Совершая насилие над беззащитными людьми, он сам накаляет напряженность, сеет семена и взращивает в обществе ростки возмущения, провоцирует радикализм, закладывает основу для акций мести, то есть создает экстремальную ситуацию в стране.
Насильники и их покровители не хотят знать степень отчаяния, униженности, которые испытывают жертвы насилия, их родственники и какие «сюрпризы» они подготовили своим обидчикам. Ненависть граждан к злодеяниям, вседозволенности силовиков, ко всем тем, кто прямо или косвенно покровительствует, подстрекает, принимает участие в пытках и истязаниях подследственных, осужденных людей, в реализации репрессивной политики И.Каримова, усиливается с каждым днем. Особую тревогу вызывает то, что в атмосфере политических репрессий, пыток, применения системы взаимосвязанного заложничества, всеобъемлющего страха выросло целое поколение молодых людей с изуродованным сознанием, которых раздирает жажда возмездия, реванша за унижения, страдания старшего поколения, что опасно для всех без исключения людей. Насильники, их покровители могут ощущать себя в безопасности лишь до тех пор, пока их охраняет и поддерживает диктаторский режим.
Животный страх перед бесчеловечной жестокостью диктаторского режима куда сильнее унижений расправами, бесправием, нищетой, безработицей. По этой причине жертвы и их родственники, как и многие люди, ведя борьбу за самосохранение, спасение жизни, пока не осмеливаются открыто говорить о систематических пытках, ужасах в следственных изоляторах и тюремных застенках, которые не только затмили злодеяния нацистских преступников, но и превзошли их намного. Нацисты пытали в основном сопротивляющихся с оружием в руках граждан воюющих государств, а диктаторский режим И.Каримова измывается над безоружными соотечественниками, не согласными с его политикой.
Старая истина гласит: насилие порождает насилие, ведет к ужесточению общественных взглядов на власть, практикующую вседозволенность. В стране накопилось слишком много зла, взаимной неприязни, вражды. Накопленное зло, ненависть трансформируется во взрывоопасный материал. Терроризирование собственного народа – это запал к бикфордову шнуру. Безысходность, отчаяние, ненависть к правящему режиму, проводящему репрессивную политику, провоцирует радикализацию отдельных слоев общества. Не видя политического выхода из крайне острой кризисной ситуации, многие жертвы, их родственники могут решиться на насильственные акции, выступления против власти.
Правозащитники, диссиденты, поддерживающие доверительные отношения со многими жертвами, их родственниками, лучше бездарных спецслужб знают и ощущают складывающуюся обстановку, могут точнее предсказать дальнейшее развитие событий, дать им более объективную оценку. Исходя из общих впечатлений, сложившихся от откровенного общения со многими жертвами политического террора, правозащитники и диссиденты считают своим гражданским долгом сказать правду, которую диктаторский режим уполрно скрывает от общественности, да и от самих силовиков. Они своей кожей и всеми фибрами организма ощущают социальную тревогу, приближение невиданных доселе нигде социально-политических катаклизмов, вероятность вовлечения страны в хаос гражданской войны.
Экстремальную ситуацию в стране создают не так называемые террористы и экстремисты, а сам диктаторский режим. Развязав масштабные репрессии против собственного народа, он достигает обратных результатов: кует крайне озлобленных на власть людей, временно воздерживающихся от радикальных акций против деспотического режима под страхом возможных пыток.
Диктаторский режим И.Каримова создал предпосылки острой социально-политической нестабильности в обществе, заложил под него мину замедленного действии, которая может взорваться в любое время. Самые тяжелые, кошмарные времена, насыщенные драматизмом – впереди. После ухода вождя с политической арены от относительной стабильности, поддерживаемой силовыми методами, мало что останется. Бесконечная игра в жестокие политические репрессии может обернуться бумерангом всем злодеям.
Пострадавшие от произвола власти безвинные люди с изломанной судьбой, безработные, потерявшие собственные средства к существованию, надежду на достойную жизнь своих детей окажутся перед дилеммой: либо беспрекословная покорность власти, преследования и наказания, бесправное нищенское существование без будущего и в дальнейшем, либо месть от отчаяния. Самое опасное то, что терять им нечего. Для политического решения конфликта с властью, организации акций протеста против бандитского беспредела силовиков, мирных манифестаций в защиту конституционных прав граждан – нет никаких условий. Сопротивляться разобщено тиранической власти, готовой подавить силой оружия любые протестные выступления масс, очень трудно. Но и существовать в постоянном страхе вместе с родственниками еще труднее. Учитывая все эти обстоятельства, подавляющее большинство людей предпочло на время смириться с произволом, ради унизительного самосохранения, выживания, питая бесконечную ненависть к диктаторскому режиму. Многие из них преисполнены решимости взяться за топор, вилу, дать адекватный ответ злодеяниям насильников при первой возможности из-за отсутствия правосудия, справедливости, политического решения.
У озлобленного бесконечными унижениями, пытками человека порой отключается разум и включается психопатологическая зона мозга, возбуждающая инстинкты агрессивности, мести. У каждой жертвы имеется свой мотив для сведения счетов со злодеями и давно намеченные объекты мести. Если не удастся переломить складывающуюся тенденцию, то следует ожидать появления неуловимых мстителей, террористов и экстремистов с любого угла. Новой власти вряд ли удастся удерживать несправедливо наказанных людей с разгулявшимися нервами от кровопролитных разборок, самосуда над нынешними злодеями, их детьми и внуками, если она сама, по собственной инициативе и немедленно, не привлечет особо распоясавшихся сотрудников силовых структур к судебной ответственности за покушение на Закон, Конституцию, права и свободы личности, за участие в реализации репрессивной политики И.Каримова.
Изолированный от собственных граждан огромной армией личных телохранителей, профессиональных подхалимов И.Каримов, игнорирующий мнение оппонентов и своего ближайшего окружения, давно утратил чувство реальности. Полагаясь на специально отфильтрированную, приглаженную информацию, фактически дезинформацию спецслужб, он не хочет верить в растущую напряженность в обществе, знать, что натворил, замечать масштабы и последствия жестокости и насилия, творимых по его распоряжению силовиками. Вождь не хочет признать, что он сам и подчиненные ему правонарушительные органы представляют серьезную угрозу безопасности общества, от взрыва которого пострадают, прежде всего, они сами.
Можно ли защитить детей, родственников, имущество сегодняшних извергов от мести разъяренных их жертв и озлобленных граждан, предотвратить кровопролитие на узбекской земле?
Правозащитники и диссиденты, испытавшие на своей шкуре ужасы репрессивной политики, пыток, не меньше правящей элиты боятся непредсказуемых социальных потрясений, жестокостей озлобленных на правящий режим людей, жаждущих отмщения насильникам, их детям и другим родственникам, воцарения хаоса в стране. В бесконтрольном социальном потрясении не будет победителя, а будут только побежденные. Дестабилизацией обстановки могут воспользоваться экстремистские, криминальные элементы, чтобы заниматься разбоем под лозунгом «Грабь награбленное!». Могут появиться и другие непредвиденные обстоятельства, намного страшнее Андижанской трагедии, скрываемые до сих пор от общественности. Такой ход событий может ускорить потерю изуродованной страны, хилой государственности, чего нельзя допустить.
Во всех цивилизованных государствах имеются социальные и политические амортизаторы, выработаны естественные пути сохранения стабильности в обществе при смене власти. Они детально расписаны в законе. Роль социальных и политических стабилизаторов играют парламент, СМИ, функционирующие на законных основаниях оппозиционные партии и общественные организации. В Узбекистане ничего подобного нет. Не проработаны пути цивилизованного выхода из сложного внутриполитического кризиса на случай смены власти. Нет оппозиционных партий, общественных организаций, способных повлечь за собой и направить возможные протестные выступления народных масс против коррумпированных, жестоких чиновников в русло цивилизованной политической борьбы, справедливого решения назревшего конфликта. Правозащитникам, диссидентам, как и новой власти, будет очень трудно остановить грозящий беспредел в обратном направлении. Жертвы и насильники могут поменяться местами, как это произошло в Ираке, Афганистане, Иране. За запрет оппозиционных партий высокую цену придется дать и обществу, и нынешней политической элите.
Наш народ платит невыносимо тяжелую цену за возможность выживания при тиранической власти, но заплатит несравненно большую цену для устранения ее тяжелейшего наследия на протяжении десятков лет. Диктаторскую государственную систему олицетворяет единолично сам И. Каримов.
Продолжение следует



