Алишер Сарбон, редактор газеты узбекских беженцев «Хижрат Сарбони»
«Ангел ненасилия пал жертвой насилья»
Мировые СМИ о гибели М. Л. Кинга.
Не берусь утверждать, что знаю досконально, но могу предположить, как провел эту ночь один очень известный человек и точно знаю, как провёл эту же ночь другой – скромный узбекский беженец.
Первый – это президент Узбекистана Каримов. Можно только предполагать, что, получив известие, о том, что его спецслужбы, рьяно выполняя приказ о предвыборной зачистке информационного поля от неугодных ему журналистов, «зачистили» одного из видных узбекских журналистов, редактора популярной на юге Кыргызстана узбекскоязычной газеты «Сиёсат», «отец нации» в эту ночь заснул глубоким и спокойным сном человека, у которого осуществилась ещё одна (после убийства Мухаммадрафика) маленькая мечта, которая ещё на один шаг продвинула его к мечте гораздо больших размеров – вновь (уже который раз) остаться президентом Узбекистана.
В тоже время у другого человека – Алишера Сарбона квартирный и сотовый телефоны звонили почти непрерывно. Звонили родные и знакомые, которые не вполне поняли, передаваемые по «испорченному телефону» слухи – в Кыргызстане убит узбекский журналист «Алишер», чувство некоторого облегчения, которое следовало, после того, как звонившие слышали мой голос, сменялось на тревожное «кого же тогда убили»?
К моему великому сожалению слухи подтвердились – убит известный узбекский журналист Алишер Саипов, вся вина которого состояла в том, что, живя на юге Кыргызстана, в приграничной с Узбекистаном Ошской области, выпускал весьма популярную среди этнических узбеков газету «Сиёсат» («Политика). Ранее Алишер сотрудничал с ИА «Фергана.Ру», работал корреспондентом «Голоса Америки», Радио «Свобода». В последнее время основное время уделял своему детищу дайджесту «Сиёсат»
Основным источником статей дайджеста был Интернет, но в ни в статьях самого А. Саипова, ни в переведенных им статьях никогда не содержался, выражаясь «каримовской» терминологией, призыв «к насильственному свержению конституционного строя» в Узбекистане, они носили объективный характер. Он, как и журналист и как редактор газеты всегда был против насильственных методов борьбы с нынешним узбекским режимом, так как понимал, всю опасность вооруженного противостояния между гражданами одной страны. Поэтому я не зря в эпиграфе статьи привёл пример «ангела ненасилия» – Мартина Лютера Кинга.
Я не был лично знаком со своим тёзкой. Но у нас с ним было много общих друзей, в том числе и Шахида Якуб, именно ей я тут же позвонил, когда узнал эту скорбную весть.
С трудом, проглатывая комок в горле, она рассказала, нашей газете, что убийство произошло на улице Масалиева, где Алишер ждал вызванную им свою служебную машину. Убийца произвёл три выстрела почти в упор. В момент нашего разговора Шахида вместе с другими близкими А. Саипова находилась у здания УВД Ошской области, где в это время шёл допрос близкого друга Алишера – известного политолога Икбола Мирсаидова, который в момент убийства находился рядом с журналистом. Сам И. Мирсаидов не пострадал.
Далее Ш. Якуб сказала: «В лице Алишера Саипова узбекский и кыргызский народы потеряли замечательного человека, высокопрофессионального журналиста, но самое главное – истинного патриота двух народов, будучи гражданином Кыргызстана и узбеком по национальности, Алишер глубоко переживал за судьбы двух родственных народов – кыргызского и узбекского. Те зверские методы, который избрал правящий режим Узбекистана сравним разве только с криминальными «разборками», когда наёмный киллер исполняет срочный заказ «криминального короля». (конец цитаты).
Ш. Якуб полностью согласна со мной, что не просто уголовное преступление, а заказное убийство, это – трагедия для всей независимой журналистики, наряду с убийством российской журналистки А. Политковской. Как и следовало ожидать, что пока нет никаких зацепок, иначе и не могло и быть. «Криминальный король» требует «чистой» работы и не прощает промахи никому.
Среди моих знакомых, звонивших мне этой ночью были наши соотечественники из разных стран мира, с диаметрально противоположными политическим взглядами, но этой ночью они были едины, все показали, что они были и есть патриоты одной страны и имя ей -Узбекистан.
Неужели только смерть одного из лучших сыновей нашего народа и только совсем ненадолго может хоть в чём-то объединить нашу раздробленность? Не пришло ли время сменить личные амбиции на чаяния народа?
В заключении от имени сообщества узбекских беженцев «Хижрат Сарбони» и от имени творческого коллектива редакции одноимённой газеты, выражаем свои глубокие соболезнования семье, родным и близким погибшего. Жизнь Алишера Саипова оставила достойный след в истории нашей оппозиции. Да пребудет над ним милостливость Аллаха.
Статья опубликована в сегодняшнем внеочередном выпуске газеты «Хижрат Сарбони» №20 от 25 октября 2007 г.



