Правозащитный альянс Узбекистана
«Правозащитный альянс Узбекистана» продолжают осуществлять мониторинг ситуации по нарушению прав заключенных Олега Меркулова, Мутабар Тоджибаевой, Комилжона Усманова, которых власти Узбекистана незаконно привлекли к уголовной ответственности, и в колониях исполнения наказания, в которых содержатся эти заключенные, власти Узбекистана продолжают нарушать их права и свободы.
***
С 5 по 23 ноября 2007 года в Женеве состоится 39 сессия ООН, посвященная проблеме борьбы с пытками, где будут, в числе прочих докладов, будут заслушиваться и доклады по Узбекистану.
Правозащитники Альянса сообщили Комитету ООН против пыток о том, что правительство Узбекистана не выполняет договорные обязательства ООН согласно статьи 1 пункта 19 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Эта Конвенцию Республика Узбекистан ратифицировала 28 сентября 1995 года, и этот документ вступил в силу 28 октября 1995 года.
***
Правозащитники Альянса сообщили Комитету ООН против пыток, как государством Узбекистан нарушаются права и свободы известной правозащитницы Мутобар Тожибаевой, в отношении которой МВД РУз и прокуратурой Узбекистана было сфабриковано уголовное дело по 17 статьям, по которым Мутобар Тожибаеву осудили на 8 лет лишения свободы, и она уже 20 месяцев подвергается истязаниям в колонии исполнения и наказаний 7 в городе Ташкенте.
Правозащитники сообщили Комитету ООН против пыток, что Мутобар Тожибаеву администрация КИН-8 часто содержит в штрафном изоляторе и в карцере, в которых условия содержания абсолютно неприемлемы согласно международным стандартам.
В зимнее время года Мутобар Тожибаеву, одетую в летнюю хлопчатобумажную одежду, содержали в неотапливаемом карцере при минусовой температуре непрерывно несколько дней. Поэтому у Мутобар Тожибаевой резко ухудшилось здоровье.
10 августа Расулжон Таджибаев, брат находящейся в заключении правозащитницы Мутабар Таджибаевой, добился двухчасового свидания с ней и посетил ее в женской колонии № 7 г. Ташкента. По его словам, она сильно болеет и нуждается в срочной медицинской помощи. Об этом Расулжон рассказал в интервью нескольким зарубежным радиостанциям.
Три дня спустя он прибыл, чтобы передать Мутабар приготовленные для нее лекарства и продукты, однако представители администрации колонии отказались их принять за его выступления в СМИ и из-за опубликованного в СМИ обращения Мутобар, в котором она заявила, что она всегда вместе со всеми политическими заключенными Узбекистана, и призывает их всех держаться до победного конца, не сдаваться и не склоняться перед властями Узбекистана и лично перед президентом. Администрация женской колонии № 7 также лишили Расулжона трехдневной встречи с сестрой.
25 августа Расулжон Таджибаев попытался передать сестре поздравления по случаю ее дня рождения – 45-летия, но администрация колонии вновь ему отказала, пояснив, что все поздравления следует отправлять почтой.
Нам стало известно, что благодаря широкой информационной и правозащитной кампании, проводимой «Правозащитным альянсом Узбекистана», при активной поддержке международной правозащитной организации Фронт Лайн, СМИ и международной общественности, положение заключенной правозащитницы Мутобар Тожибаевой улучшилось, ей были переданы письма и поздравления, направленные ей в честь дня ее рождения. Также Мутобар Тожибаевой было разрешено получить от организации Фронт Лайн цветы в честь ее дня рождения, а также продуктовые посылки, которые ей не разрешалось получать 9 месяцев.
Администрация КИН-7 и руководство ГУИН не допускают к Мутобар Тожибаевой адвоката Рухиддина Комилова, тем самым нарушают ее право на защиту. Адвокат Рухиддин Комилов и правозащитница Урлаева Елена писали многочисленные жалобы во все национальные инстанции по этих поводу этих незаконных действий сотрудников КИН-7 и руководства ГУИН Узбекистана, нарушающих право Мутобар Тожибаевой на защиту и на гуманное обращение. Прокуратура Республики Узбекистан только занимается пересылкой всех этих жалоб и вопрос по существу не рассматривается, а все требования о привлечении к ответственности нарушивших законы должностных лиц ГУИН Узбекистана игнорируются.
В полученных ответах из Ташкентского областного суда говорится о том, что приговор в ее отношении оставлен без изменения, а поданные жалобы и ходатайства без удовлетворения.
Адвокат Мутабар Таджибаевой Рухиддин Комилов и правозащитница Урлаева Елена писали надзорные жалобы в Верховный Суд Узбекистана о необоснованном привлечении к уголовной ответственности правозащитницы Мутобар Тожибаеву. Эти жалобы были оставлены без удовлетворения, а судья Верховного Суда Узбекистана Суюнова Д. дала ответ, что действия Мутобар Тожибаевой были судом квалифицированы правильно, и оснований к отмене приговоров у Верховного Суда Узбекистана не имеется.
Государство Узбекистан не способно восстановить нарушенные права Мутобар Тожибаевой, а Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Омбудсман Узбекистана и главный гарант прав и свобод граждан Узбекистана Президент Узбекистана не предпринимают никаких действий по защите Мутобар Тожибаевой.
В настоящее время действия по защите Мутобар Тожибаевой были проведены через все национальные инстанции, и адвокат Рухиддин Комилов подготавливает жалобу в соответствующие Комитеты ООН для рассмотрения.
***
Правозащитники Альянса сообщили Комитету ООН против пыток о том, что правительство Узбекистана преследует граждан Узбекистана по религиозным мотивам, и в отношении к ним широко и массово применяет пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения и наказания.
Правозащитники также сообщили Комитету ООН против пыток, как государством Узбекистан нарушаются права и свободы Усманова Комилжона, без доказательств осужденного за свои религиозные убеждения на длительный срок заключения, которое он сейчас отбывает в КИН-47 города Навоий.
В 2006 году Усманова Комилжона сотрудники милиции Узбекистана длительное время подвергали пыткам и издевательствам, и принуждали признаться в преступлениях, которых он не совершал. Он нуждается в медицинской помощи, так как жалуется на постоянные боли в спине.
Правозащитники, адвокаты и родственники уже долгое время требуют привлечь к уголовной ответственности должностных лиц, которые нарушили права и свободы Усманова Комилжона, и нарушили законы Узбекистана. Однако из-за коррумпированности властей эти нарушители закона остаются безнаказанными.
В отношении заключенного Усманова Комилжона его адвокатом Рухиддином Комилов и его доверенным лицом Усмановым Улугбеком, а также правозащитницей Урлаевой Еленой, были написаны жалобы во все национальные инстанции Узбекистана на незаконное привлечение к уголовной ответственности с применением пыток во время следствия, были оставлены без удовлетворения.
Заявление Усманова Комилжона о применяемых к нему пытках игнорируются Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан и лично прокурором по надзору Генеральной прокуратуры Пайзиевым Б.
Адвокат Рухиддин Комилов, доверенное лицо Усманов Улугбек и правозащитница Урлаева Елена также писали надзорные жалобы в Верховный Суд Узбекистана о необоснованном привлечении к уголовной ответственности Усманова Комилжона. Все эти жалобы были оставлены без удовлетворения, а судья Верховного Суда Узбекистана Суюнова Д. дала ответ, что действия Усманова Комилжона были судом квалифицированы правильно, и оснований к отмене приговоров у Верховного Суда Узбекистана не имеется.
Его жалобы о примененных к нему пытках была судом проигнорирована, и суд принял решение на основании фальсифицированных свидетельских показаний Рудакова Евгения, который скончался от пыток во время следствия, и свидетельских показаниях сотрудника милиции следователя Мохирова А, которые полностью не соответствуют действительности.
Отец Усманова Комилжона, Улугбека Усманов, в середине августе звонил в ГУИН, чтобы узнать, когда состоится положенное ему в августе свидание с сыном. В ответ он услышал, что все колонии Узбекистана закрыты для посещения ввиду грядущего праздника – Дня Независимости, и что свидания с заключенными будут разрешены только после 4 сентября.
Государство Узбекистан не способно восстановить нарушенные права Усманова Комилжона. Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Омбудсман Узбекистана и главный гарант прав и свобод граждан Узбекистана Президент Узбекистана не предпринимают никаких действий по защите Усманова Комилжона.
В настоящее время действия по защите Усманова Комилжона были проведены через все национальные инстанции, и адвокат Рухиддин Комилов подготавливает жалобу в соответствующие Комитеты ООН для рассмотрения.
***
Правозащитники сообщили Комитету ООН против пыток, как государством Узбекистан нарушаются права и свободы Меркулова Олега, который, хотя тяжело болен туберкулезом, продолжает властями 7 лет удерживаться в заключении в КИН-46 города Навоий.
В 2000 году следователи Мирзо-Улугбекского РУВД и ГУВД г. Ташкента, используя пытки, заставили Олега признаться в убийстве человека и подписать выдвинутое обвинение. Прокурор Ташкентской прокуратуры Д.Тураев, утверждая Меркулову обвинение, проигнорировал отсутствие доказательств его вины и привлек его к ответственности по сфабрикованному уголовному делу.
В дальнейшем суды всех инстанций Узбекистана поочередно поддержали обвинение прокурора Д. Тураева и приговор в виде лишения свободы на 15 лет остался в силе, несмотря на многочисленные жалобы Олега Меркулова и его матери, которые уже на протяжении 7 лет пытаются добиться справедливости.
В настоящее время Олег Меркулов содержится в колонии № 18, где лечится от туберкулеза и дистрофии.
Мать и сестра Меркулова Олега в начале августа провели с ним свидание. Они увидели, что Меркулов Олег болен туберкулезом, сильно истощен и еле передвигается. Ему не позволяют пройти осмотр врачебно-трудовой экспертизы – ВТЭК для получения инвалидности, по которой Меркулов Олег может быть освобожден.
Адвокат О.Меркулова направил жалобу Генеральному прокурору, требуя, чтобы тот взял под контроль прокурорскую проверку прокуратуры г. Ташкента в отношении Олега Меркулова. Ранее адвокат получил ответ от прокурора г. Ташкента Б.Валиева о том, что прокурорская проверка по делу Олега Меркулова не обнаружила подтверждения доводов, приведенных в жалобах адвоката, родственников и правозащитников, поэтому приговор оставлен без изменений.
Валентина Меркулова не согласилась с результатами прокурорской проверки Б.Валиева. По ее словам, проверка основывалась на показаниях свидетелей Шубина и Вишурской, которые изначально были фальсифицированы следователем. В.Меркулова намерена обжаловать результаты прокурорской проверки Б.Валиева.
18 августа правозащитница Елена Урлаева побывала на приеме в ГУИН Узбекистана, чтобы добиться ответа на предыдущее заявление по физическому состоянию Олега Меркулова. Ей ответили, что принимаются все необходимые меры. Прием вел С.Собиров.
Елена Урлаева также позвонила в Национальный центр по правам человека, чтобы узнать, как попасть на прием к его директору Акмалю Саидову и поговорить об ухудшающемся здоровье Олега Меркулова. В ответ она услышала, что Акмаль Саидов совмещает эту работу с работой в Сенате Узбекистана, поэтому к нему лучше обращаться с письменным заявлением.
27 августа Дмитрий Меркулов, брат Олега, тоже попытался встретиться с Акмалем Саидовым, но получил стандартный ответ, что тот приема не ведет, так как работает в парламенте и совмещает сразу две должности. Секретарь приемной посоветовал ему встретиться с Ахмаджоном Исмаиловым, заместителем А.Саидова.
В отношении заключенного Меркулова Олега адвокат Рухиддин Комилов, мать Меркулова Валентина и правозащитница Урлаева Елена также писали надзорные жалобы в Верховный Суд Узбекистана о необоснованном привлечении его к уголовной ответственности, и все эти жалобы были оставлены без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Узбекистана Суюнова Д. дала ответ, что в отношении Меркулова Олега действия суда квалифицированы правильно, и оснований к отмене приговоров у Верховного Суда Узбекистана не имеется.
После многочисленных жалоб адвоката, родственников и правозащитников по поводу неоказания соответствующей медицинской помощи Меркулову Олегу, администрации колонии №18 стала относиться к нему более гуманно, были предприняты меры по лечению туберкулеза и дистрофии, которыми болеет Меркулов Олег на протяжении уже 6 лет, было улучшено его питание.
Мать Меркулова Олега недавно провели с ним свидание. Она привезла ему лекарства и продукты на выделенные средства финансовой поддержки. По словам матери, состояние здоровья Меркулова взято под контроль, врачи постоянно его взвешивают и обследуют, он немного поправился, и его вес увеличился с 46 кг до 58 кг при его росте 184 см.
Но администрация тюремной больницы уже видимо решила, что Меркулов Олег уже стал здоровым и поэтому его заставляют работать на строительных работах.
Государство Узбекистан не способно восстановить нарушенные права Меркулова Олега, а Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Омбудсман Узбекистана и главный гарант прав и свобод граждан Узбекистана Президент Узбекистана не предпринимают никаких действий по защите Меркулова Олега.
В настоящее время действия по защите Меркулова Олега были проведены через все национальные инстанции, и адвокат Рухиддин Комилов подготавливает жалобу в соответствующие Комитеты ООН для рассмотрения.
***
***
Пресс-центр Комитета «Освобождения узников совести Узбекистана» сообщает:
В Нукусе, столице Республики Каракалпакстан, завершилось судебное разбирательство по делу капитана пограничных войск Баходыра Мухтарова, обвиняемого по статье 301 часть 1 УК РУ. Несмотря на все усилия адвоката Назарова и правозащитников, военный суд признал капитана Мухтарова виновным и приговорил его к заключению сроком на 1 год и штрафу в размере 1.300.000 сумов (1.000 долларов США) для возмещения ущерба (которого вообще нет).
Обвиняемый не признал свою вину. По словам Б.Мухтарова, его деятельность помешала некоторым сотрудникам СНБ Каракалпакстана, «крышующим» провоз контрабандного товара через границу. Тогда они стали активно фабриковать против него уголовное дело. Капитан Мухтаров был арестован и во время ареста подвергся издевательствам и избиениям, в результате чего получил сильные телесные повреждения.
В ходе судебного разбирательства правозащитниками было выявлено множество других правонарушений, совершенных прокурорами, военными и сотрудниками правоохранительных органов. Вот лишь некоторые из них:
Военнослужащий Отабек Давронов в июне 2006 года был сильно избит и подвергся госпитализации. Дело было возбуждено против самого пострадавшего. Прокурор Р.Жураев обвинил его по статье 301 части 1 УК Республики Узбекистан. В результате О.Давронова приговорили к исправительным работам с удержанием 25 процентов заработной платы.
Прокурор Северо-Западного Военного Округа Пулат Курбаниязов ударил военнослужащего Олима Камалова по голове пепельницей. Вследствие полученной травмы головы О.Камалов стал психически больным, что подтвердила психиатрическая клиника, в которую его поместили. Испугавшись, прокурор возбудил против него уголовное дело и привлек его к уголовной ответственности, а суд вынес обвинительный приговор психически больному.
24 апреля 2005 года лейтенант М.Якубов ударил своего подчиненного военнослужащего Вали Жураева и сломал ему челюсть, в результате чего тот попал в госпиталь. После лечения потерпевшего привлекли к уголовной ответственности и добились его осуждения.
10 августа 2005 года, старший лейтенант А.Юсупов избил Жахонгира Абдурахманова, военнослужащего войсковой части 22419, который пролежал в больнице 12 дней. Уголовное дело по данному факту не было возбуждено ни прокурором П.Курбаниязовым, ни его заместителем Р.Жураевым. Замяли?..
***
В Юнусабадском районном суде г. Ташкента проходят слушания по делу бизнесмена Хаёта Насриддинова, обвиняемого в получении и невозвращении большой суммы денег (примерно 3,5 тысяч долларов). По словам родственников Насриддинова, он сам стал жертвой мошенника.
Присутствующие на суде сообщают, что свидетели обвинения часто путаются в показаниях.
Хаёт Насриддинов чувствует себя нормально. 28 августа он объявил трехдневную голодовку, после чего некоторые его требования были удовлетворены.
Комитет «Освобождения узников совести Узбекистана»
***
19 сентября 2007 года.
Ташкент, Узбекистан.



